МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная
общеобразовательная школа
Согласовано
Методическое объединение
Протокол № 1
От 25 .08. 2023 г.
Утверждено
Приказом директора
МКОУ ООШ с. Городище
№ 224 от 30.08.2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 240260)
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 1-4 классов
с. Городище 2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
(предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий
мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету
«Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое
планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для
обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего
образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной
рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует
потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего
образования и направлено на достижение следующих целей:
• формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир
(природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий,
представленных в содержании программы по окружающему миру;
• формирование ценности здоровья человека, его сохранения и
укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
• развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной
учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая
деятельность), так и с творческим использованием приобретённых
знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
Российской Федерации, понимание своей принадлежности к
Российскому государству, определённому этносу;
• проявление уважения к истории, культуре, традициям народов
Российской Федерации;
• освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме;
• обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности
ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни,
приобретение
опыта
эмоционально-положительного
отношения к природе в соответствии с экологическими нормами
поведения;
• становление навыков повседневного проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их
взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека
в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в
системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных
систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и
оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на
основе следующих ведущих идей:
• раскрытие роли человека в природе и обществе;
• освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР»
В
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир»,
составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов,
2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный,
школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность
дружбы, согласия, взаимной помощи.
Совместная деятельность с одноклассниками – учёба, игры, отдых.
Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и
учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила
безопасной работы на учебном месте.
Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов
семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье.
Совместный труд и отдых. Домашний адрес.
Россия – наша Родина. Москва – столица России. Символы России
(герб, флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае.
Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные
объекты родного края.
Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.
Человек и природа
Природа – среда обитания человека. Природа и предметы, созданные
человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам,
вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой
своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды)
по термометру.
Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и
природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание,
называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения.
Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние, краткая
характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок,
плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы,
рыбы и др.). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни).
Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизнедеятельности
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового
питания и личной гигиены. Правила использования электронных средств,
оснащенных экраном. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми
электроприборами, газовыми плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода
(дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети Интернет
(электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть
Интернет.
Изучение окружающего мира в 1 классе способствует освоению на
пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий:
познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных
действий, совместной деятельности.
Базовые логические действия как часть познавательных универсальных
учебных действий способствуют формированию умений:
• сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать
зависимость изменений в живой природе от состояния неживой
природы;
• приводить примеры представителей разных групп животных (звери,
насекомые, рыбы, птицы), называть главную особенность
представителей одной группы (в пределах изученного);
• приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их,
устанавливать различия во внешнем виде.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
• понимать, что информация может быть представлена в разной форме
– текста, иллюстраций, видео, таблицы;
• соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его
названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
• в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на
вопросы, дополнять ответы участников; уважительно от носиться к
разным мнениям;
• воспроизводить названия своего населенного пункта, название
страны, её столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России;
• соотносить
предметы декоративно-прикладного искусства с
принадлежностью народу РФ, описывать предмет по предложенному
плану;
описывать по предложенному плану время года, передавать в
рассказе своё отношение к природным явлениям;
• сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они
различаются.
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
• сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами
здорового образа жизни (выполнение режима, двигательная
активность, закаливание, безопасность использования бытовых
электроприборов);
• оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и
улицах другими детьми, выполнять самооценку;
• анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения
режима дня, организации учебной работы; нарушения правил
дорожного движения, правил пользования электро- и газовыми
приборами.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
• соблюдать
правила общения в совместной деятельности:
договариваться, справедливо распределять работу, определять
нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять
возникающие конфликты.
•
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
• называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству,
профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей
школы; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям,
соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на
природе;
• воспроизводить название своего населённого пункта, региона,
страны;
• приводить примеры культурных объектов родного края, школьных
традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи,
профессий;
• различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные
человеком, и природные материалы, части растений (корень, стебель,
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
лист, цветок, плод, семя), группы животных (насекомые, рыбы,
птицы, звери);
описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в
родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и
домашних животных; сезонные явления в разные времена года;
деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые,
рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки;
применять правила ухода за комнатными растениями и домашними
животными;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные
групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными
изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе
вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под
руководством учителя;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и
обществе;
оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное
отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных
местах;
соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во
время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми
электроприборами;
соблюдать правила использования электронных средств, оснащённых
экраном;
соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
с помощью взрослых (учителя, родители) пользоваться электронным
дневником и электронными ресурсами школы.
ресурсов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п
1.1
Наименование разделов и тем
программы
Школа. Школьная жизнь.
Итого по разделу
Количество часов
Всего
3
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
16
2.1
Природа - среда обитания человека.
Взаимосвязи между человеком и
природой.
13
0
0
2.2
Растительный мир. Растения
ближайшего окружения.
9
0
0
2.3
Мир животных. Разные группы
житвотных.
15
0
0
Итого по разделу
37
3.1
Режим дня школьника.
3
0
0
3.2
Безопасность в быту, безопасность
пешехода, безопасность в сети Интернет
4
0
0
0
0
Итого по разделу
7
Резервное время
6
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
66
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Мы – школьники. Адрес школы.
Знакомство со школьными помещениями
1
0
0
2
Классный коллектив. Мои друзья –
одноклассники. Правила совместной
деятельности
1
0
0
3
Учебный класс. Рабочее место школьника.
Режим учебного труда, отдыха
1
0
0
4
Семейные поколения. Моя семья в
прошлом и настоящем
1
0
0
5
Семья – коллектив. Права и обязанности
членов семьи
1
0
0
6
Наша страна – Россия, Российская
Федерация
1
0
0
7
Наша Родина: от края и до края. Символы
России
1
0
0
8
Столица России - Москва.
Достопримечательности Москвы
1
0
0
9
Народы России. Народов дружная семья
1
0
0
10
Родной край – малая Родина.
Первоначальные сведения о родном крае:
название
1
0
0
11
Путешествие по родному краю
1
0
0
12
Культурные объекты родного края
1
0
0
13
Труд людей родного края
1
0
0
14
Декоративное творчество народов, которое
воплотилось в одежде, предметах быта,
игрушках
1
0
0
15
Отражение в предметах декоративного
искусства природных условий жизни и
традиций народов РФ
1
0
0
16
Мы идём в театр
1
0
0
17
Резервный урок. Семейные традиции. Труд
и отдых в семье
1
0
0
18
Резервный урок. Культура народов России.
Фольклор народов России
1
0
0
19
Резервный урок. Культура народов России.
Декоративное искусство народов России
1
0
0
20
Что такое окружающий мир. Что природа
даёт человеку?
1
0
0
21
Значение природы в жизни людей: природа
кормит, лечит
1
0
0
22
Природа и человек. Природные материалы
и изделия из них. Наше творчество
1
0
0
23
Явления и объекты неживой природы
1
0
0
24
Объекты живой природы. Сравнение
объектов неживой и живой природы:
выделение различий
1
0
0
25
Наблюдаем за погодой. Анализ результатов
наблюдений
1
0
0
26
Что такое термометр. Измерение
1
0
0
температуры воздуха и воды как способы
определения состояния погоды
27
Практические занятия: измерение
температуры воздуха и воды в разных
условиях (в комнате, на улице)
1
0
1
28
Времена года: наблюдения за
особенностью погоды, жизнью
растительного и животного мира осенью
1
0
0
29
Времена года: наблюдения за
особенностью погоды, жизнью
растительного и животного мира зимой
1
0
0
30
Времена года: наблюдения за
особенностью погоды, жизнью
растительного и животного мира весной
1
0
0
31
Труд и быт людей в разные времена года
1
0
0
32
Прогулки на природе. Правила поведения
1
0
0
33
Что мы знаем о растениях?
1
0
0
34
Особенности лиственных растений:
узнавание, краткое описание. Лиственные
растения нашего края
1
0
0
35
Особенности хвойных растений: узнавание,
краткое описание. Хвойные растения
нашего края
1
0
0
36
Дикорастущие и культурные растения
вокруг нас. Сходство и различия
дикорастущих и культурных растений
1
0
0
37
Как растение живет?
1
0
0
38
Части растения. Название, краткая
1
0
0
характеристика значения для жизни
растения
39
Растения нашего уголка природы:
узнавание, называние, краткое описание
1
0
0
40
Комнатные растения. Растения в твоем
доме: краткое описание
1
0
0
41
Как мы ухаживаем за растениями уголка
природы (практическая работа)
1
0
1
42
Многообразие мира животных. Какие
животные живут в нашем регионе?
1
0
0
43
Каких зверей мы знаем? Мир животных:
звери (узнавание, называние, сравнение,
краткое описание)
1
0
0
44
Какие звери живут в морях и океанах?
Звери морские: узнавание, называние,
краткое описание
1
0
0
45
Мир животных: чем похожи все звери:
главная особенность этой группы
животных. Забота зверей о своих
детенышах
1
0
0
46
Мир животных: насекомые (узнавание,
называние). Главная особенность этой
группы животных
1
0
0
47
Насекомые: сравнение, краткое описание
внешнего вида
1
0
0
48
Мир животных: птицы (узнавание,
называние) Главная особенность этой
группы животных
1
0
0
49
Где обитают птицы, чем они питаются.
Птицы: сравнение места обитания, способа
питания
1
0
0
50
Мир животных: рыбы пресных и соленых
водоемов (сравнение, краткое описание)
1
0
0
51
Мир животных: земноводные (узнавание,
называние, краткое описание). Главная
особенность этой группы животных
1
0
0
52
Земноводные: как они размножаются.
Развитие лягушки от икры до икры: анализ
схемы
1
0
0
53
Мир животных: пресмыкающиеся
(узнавание, называние, краткое описание).
Главная особенность этой группы
животных
1
0
0
54
Поговорим о пресмыкающихся, которые
живут в жарких странах. Пресмыкающиеся
жарких стран (узнавание, называние,
краткое описание)
1
0
0
55
Домашние и дикие животные. Различия в
условиях жизни
1
0
0
56
Кто заботится о домашних животных
Профессии людей, которые заботятся о
животных
1
0
0
57
Резервный урок. Времена года:
наблюдения за особенностью погоды,
жизнью растительного и животного мира
лета
1
0
0
58
Резервный урок. Где живут насекомые?
Насекомые: место обитания, питание
1
0
0
59
Режим дня первоклассника. Правильное
сочетание труда и отдыха в режиме
первоклассника
1
0
0
60
Правила здорового питания. Состав пищи,
обеспечивающий рост и развитие ребенка
6-7 лет. Правила поведения за столом
1
0
0
61
Предметы личной гигиены. Закаливание
организма солнцем, воздухом, водой.
Условия и правила закаливания
1
0
0
62
Бытовые электрические и газовые
приборы: правила безопасного
использования. Поведение в
экстремальных ситуациях. Номера
телефонов экстренных служб
1
0
0
63
Ты – пешеход!
1
0
0
64
Знаки дорожного движения
1
0
0
65
Знакомься: электронные ресурсы школы
1
0
0
66
Резервный урок. Правила использования
электронных устройств
1
0
0
66
0
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Окружающий мир (в 2 частях), 1 класс/ Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учебно-методические комплекты (УМК) для 1 – 4 классов (программы,
учебники, рабочие тетради хрестоматии и т.п.)
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир:
поурочные разработки: 1 класс. Плешаков А.А., От земли до неба: Атласопределитель:
Плешаков А.А., Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Российская электронная школа https://resh.edu.ru